fox_runner (milfgard) wrote,
fox_runner
milfgard

По островам Шотландии: «Шотландия – это Россия»

Когда мы погрузились на яхту, в Шотландии начался фестиваль волынки и виски. Вообще, эти две вещи всегда идут вместе, потому что слушать волынку без виски может только слабак с континента, который никогда не носил килт. Именно фестиваль стал самой скучной частью путешествия. Но начну с самого начала. С Глазги.

В Глазго я решил, что весь мой английский язык – он вообще не про то. Потому что первое, что я узнал, - «вии шон за браж, дед мен» – это «Солнце слабо светит из-за моста, да-да». В общем, они, вроде, говорят по-английскии, но это их собственный английский, имеющий такое же отношение к классическому, как белорусский к русскому. В общем, чык-чырык.

Да, всё, что я знал про Шотландию до этого сводилось к истории одного местного деда, который пошёл с бабкой за хлебушком, и по дороге ушёл в кругосветку на 18 лет (хлеб он так и не купил). И ещё рассказов Твириан, из которых напрямую следовало, что Шотландия – это рай на земле.

Моё личное впечатление – Шотландия – это наша средняя полоса. Но есть нюанс.

Глазго вызывает хорошее такое ощущение уютной деревни. Всё потому, что каждый дом сделан красивым и разным. Двух похожих просто нет. Типовых жилых проектов тоже. Это вообще первый город, где я понял, почему можно ходить по улицам и смотреть. Радует вообще всё, вплоть до каждой мелочи.

Тут надо сказать, что шотландцы очень любят всё шотландское, и это выливается в невероятную ухоженность города. Они, хоть и входят в Великобританию, крайне уважают себя как отдельный народ. Даже, говорят, когда какой-то футбольный фанат на матче против Шотландии не разобравшись, заорал, «Встаньте те, кто ненавидит Англию», встал весь стадион.

Так вот. Две вещи – слоган «Люди делают Глазгу» и невероятная любовь ко всему местному дают +10 к мотивации жителей делать хорошо. Они очень, очень-очень хотят, чтобы на глобусе Шотландии всё было лучшим в мире. И проявляют при этом весьма много здравого смысла.

Такое же отношение к городу в Рейкьявике – но он у них в Исландии просто единственный.

Вот обычная архитектура:

Естественно, у них в городе есть самый некрасивый дом. Они его даже отдельно показывают туристам как пример того, что делать так не надо. Вот он:

К сожалению, поясняет девушка-гид, этот дом сделан так, потому что именно в этом месте очень сильный ветер, и надо было мощную конструкцию. Но в её осуждающем взгляде всё равно читается, что это не оправдание бетонному куску говна. Про ветер, кстати, правда. Погода тут меняется каждые 10 минут, реально. Дождь, солнце, ветер, дождь, солнце – и всё это за время, пока ты вышел поесть через два квартала.

В городе каждое здание имеет историю. Например, есть бар, на который упал полицейский вертолёт, и где погибло несколько человек. Общественность скинулась на ремонт, и теперь это «коммунистический» бар, в смысле, что общий. Или вот их научный центр, по которому сразу видно, что он именно научный:

Кинотеатр:

Но мы отправляемся в Ларгс – небольшой городок на побережье, откуда из яхтенной гавани стартуем к приключениям. Здесь и начинается наша средняя полоса, смотрите вот:

В Ларгсе, как и в других маленьких прибрежных городах Шотландии, очень много пенсионеров. Они сюда приезжают отдыхать и дышать. В центре города был список клубов по интересам – тут и поэтический кружок, и спортсекция для пенсионеров, и лысыпедный клуб, и каллиграфия, и группа восстановления моста, и художники, и кого только нет. Закупаем еду, приходим на марину:

И отправляемся в сумерках на Арран:

Арран, точнее, гавань Лок Ранца, встречает нас лебедем, требующим пожрать. Наглым, как в Астрахани на Лебедином озере. И ещё городком один-в-один из «Пиратов карибского моря»:

Цветёт какой-то жёлтый куст:

Рядом с бухтой стоит развалина замка, в которой по ночам прячутся козы:

Мы продолжаем путешествие уже в другой порт побольше, и приходим уже ночью. Здесь намечаются первые признаки цивилизации, например – паб:

Днём видно бухту:

В магазинах продаётся наша водка:

В городе какая-то очень необычная для района архитектура:

На выходе из бухты стоит отличный годный маяк:

Следующий город через 6 часов морской прогулки, две бутылки вина на команду и три башки сыра радует нас викингской лодкой:

В этом месте пора начать рассказывать про команду, потому что иначе дальше будет непонятно. Начнём с капитана. Капитан – Рома, человек очень творческий. Я для него был занудой, поскольку предпочитал думать на два шага вперёд и ломать весь кайф техникой безопасности. Надо сказать, что несмотря на разные мелкие косяки, серьёзных проблем творческая натура Ромы путешествию не доставила. Вот он на очень сложных щщах:

Приведу три эпизода для примера. Первый – это когда утром наш капитан решил протестировать мотор «тузика» (лодки, закреплённой на палубе), но не взял с собой вёсла. А мотор понял, что это его звёздный час, и он не зря ждал творческого человека — прожужжал две минуты и сломался. Так мы остались на яхте без капитана на некоторое время. Второй случай случился тут:

Как вы думаете, куда надо привязать лодку, когда вы выходите на берег? Правильно, у самого верха лестницы. Понимаете почему, да? Угадайте, что сделали мы :) При этом он отличный шкипер – вот такой парадокс.

Но пока давайте продолжим про путешествие. Мы вышли и решили пройти 5 километров ночью за интернетом. Такова современная реалия романтики. Вот так выглядит обочина:

А вот так через час мы сидели в пабе другой деревни и сёрфили на долгожданном вайфае:

Ночью шли обратно к лодке – опять через гору. На следующее утро нас встретил порт Эллен:

Я же говорю, средняя полоса России:

Даже самогонный аппарат у них на деревню есть:

Что приятно – в туристических открытках видно крутую самоиронию. У нас бы при чём-то похожем на «Rush hour in Scotland» точно нашёлся бы ветеран, который бы написал жалобу, и открытки бы изъяли из продажи:

Теперь самое время рассказать про Юлю и Наташу и их приключения с полицией славного Порт Эллена. Юля вот:

Когда я её в первый раз увидел в кафе в Москве (на сборе команды), то она сразу произвела впечатление «своей девчонки». Ну, знаете, может, чуть-чуть пафосной, но своей в доску, такой студентки третьего курса, которая уже познала жизнь и теперь смотрит на мир чуть свысока. Третьей фразой Юля сразу порушила нафиг все мои наброски, сообщив, что у неё есть ребёнок. И что он купил ей билет. И что ему 16 лет. Так я впервые проиграл в игре «20 или 12».

А Наташа — самый спокойный человек в команде. Именно поэтому её стоило опасаться. Она всю дорогу была милой и красивой, и нигде не косячила. И с каждым днём это напрягало всё больше и больше. Я было решил, что она маньяк, но случай с полицией всё же показал, что она тоже с Земли. В общем, мы сидели в пабе Порт-Эллена, а рядом сидели двое парней за соседним столиком. Дамы решили завязать с ними диалог и ненавязчиво поинтересовались:
— Простите, вы — голубые?
Естественно, после этого вечер мог пойти только по одной программе. Парни горячо заверили Наташу, что они гетеросексуальны. И решили это сразу же доказать, чтобы не откладывать дела в долгий ящик. Приличия удержали их на месте, но они очень настойчиво предлагали дамам выпить.

Как мы потом, уже вечером на лодке узнали, дамы согласились с примерно десятой попытки. А этика тут такая, что это явный знак – раз дама пьёт за счёт парня, значит дело в шляпе. Надо подождать, а потом позвать её домой, и романтическая ночь обеспечена. Если не накосячить.

Парни проводили девушек до самой лодки, где мы их встретили и тепло приняли. Возвращаясь назад по пиру, они, наверное, переглядывались и недоумевали: «В чём мы прокололись-то?». А косяк был в том, что они налили не тем девушкам. В нашей культуре такого знака нет, и когда парни показывали дамам на ночной прогулке дом одного из них в городе, предполагалось, что это именно то, что есть – прогулка и показ дома. Со стороны.

Теперь Катя и Олег. Катя — певица, и она вот:

На самом деле, конечно, она с нами не путешествовала, а лежала дома с сорванным голосом – поэтому её и не было на репетициях к опере. Один раз она пела в носовой каюте, а в это время мимо нас проплывала девочка с волынкой. Когда Катя взяла верхнею си, девочка поняла, что она уже не в центре внимания:

Олег решил не фотографироваться. Он вообще страшный человек, Олег – он всех запоминал в зубы. Потому что врач, и не простой, а прямо как из «Мальчишника в Вегасе» - дантист. С таким же количеством приключений вокруг. Ещё он, как и любой женатый на оперной звезде мужчина, отлично готовил. Его стейки были просто маслом, тающим во рту. Ну и, конечно, Олег выделялся чувством юмора, умноженным на цинизм врача. Его байку «пациент, назначаю вам консультацию плотника» забыть невозможно.

Последний член нашей команды – Наташа из славного клана госслужащих. Несмотря на то, что всё путешествие мы делили с ней ложе (ничего личного, это теснота лодки – ну, не с Романом же мне спать!), я про неё знаю меньше всех. Спокойная, тёплая, хорошо переносит качку. Всё. Опытная путешественница.

В Эллене мы стояли больше всего, потому что надо было обязательно посетить все местные достопримечательности. Их там ровно четыре, и все, как это ни странно, ликёроводочные заводы. Видимо, у местных жителей очень интересная жизнь. А я пока продолжу обосновывать то, что Шотландия – это исконная средняя полоса, вот:

Кстати, обратите внимание на стену. Без раствора:

Следующая остановка – Кринанский канал. Местным мореплавателям очень надоело огибать один из островов, и они решили прокопать дырку насквозь. И прокопали, правда, пришлось по дороге поставить 14 шлюзов, потому что копать в гору сложно. Шлюзы, кроме последнего, до сих пор открываются и закрываются руками. Вот вход:

Здесь у нас случился самый дорогой завтрак со слоганом «Да ладно, 15 минут не решают». Оказывается, решают – канал закрывается, и никого не пускают. Пропустить яхту сверх меры стоит около 12 тысяч рублей. При том, что у пары человек уже куплены авиабилеты – удовольствие обязательное. Но вернёмся к красотам канала:

А это Брайан – мужик, который работает уже 31 год открывателем-закрывателем ворот:

На выходе из канала нас ждёт Тауберт, столица старого мира. Вот здесь несколько веков назад шотландские лорды проводили свои конференции с бизнес-завтраком:

А тут сейчас тусит довольный народ:

Правильно паб, кстати, выглядит вот так:

Ну а дальше – сначала местный замок на реконструкции (отморозки):

А потом – Лондон и вообще большой мир. В Лондоне весело:

Это вот официант в историческом ресторане: